Синдром «горящего рта» (СГР): симптомы, причины, лечение

Жжение в полости рта

Синдром "горящего рта" (СГР) - дискомфорт, болезненность в области языка, губ и нёба. Также могут быть и такие симптомы как покалывание, онемение, появление металлического привкуса во рту, сухость в полости рта. Наличие очага хронической боли нередко приводит к развитию депрессии.

Существует множество причин, которые могут привести к развитию СГР. Постановка диагноза может потребовать обследования не только полости рта, но также и организма в целом.

Чаще всего СГР страдают женщины среднего и пенсионного возраста. К развитию СГР могут привести общие и  стоматологические заболевания, дефицит питательных веществ в организме, менопауза, аллергии.

Признаки и симптомы синдрома "горящего рта"

Основным симптом является умеренное или сильное чувство жжения в полости рта, которое сохраняется месяца или годами. У большинства людей жжение возникает ближе к полудню, достигая пика вечером и часто стихает ночью. Некоторые жалуются на постоянную боль, у других она приходящая. Тревога и депрессия- общие симптомы, характерные для большинства больных СГР.
Другие симптомы:
- покалывание и онемение кончика языка или всей полости рта
-горький или металлический привкус во рту
-сухость полости рта, появление болезненных трещин

Причины синдрома "горящего рта"

Существует целый ряд возможных причин развития СГР:
- повреждения нервных волокон, отвечающих за болевую и вкусовую чувствительность
гормональные изменения
- сухость в полости рта, вызываемая приемом некоторых лекарственных препаратов, а также появляющаяся при таких заболеваниях как синдром Шегрена или диабет
- дефицит питательных веществ
- кандидоз полости рта, грибковая инфекция в полости рта
- кислотный рефлюкс
- плохо фиксированные зубные протезы или аллергия на них.
У некоторых людей СГР может иметь несколько причин развития, а иногда причину невозможно установить.

Диагностика жжения полости рта

Тщательный сбор анамнеза, общий осмотр и осмотр полости рта помогут врачу установить причину развития СГР. Также существует ряд анализов, необходимых для постановки точного диагноза:

- анализ крови (наличие инфекций, недостаток питательных веществ или нарушений, связанных с  диабетом или эндокринологическими расстройствами)
- пробы на кандидоз полости рта
- аллергологический тест ( определение аллергии на зубные протезы, пищевые продукты или другие вещества)

Лечение "горящей" полости рта

Лечение должно обязательно быть направлено на устранение причины развития заболевания. Методы лечения могут включать:
- замену зубных протезов
- лечение общих заболеваний (диабет, синдром Шегрена, гормональные нарушения)
- восполнение дефицита питательных веществ
- замена лекарственных препаратов, вызывающих аллергические реакции
- лечение кандидоза полости рта
- назначение препаратов, уменьшающих сухость во рту
- лечение депрессивных состояний

Если причину развития СГР не удается установить, тогда назначается лечение, направленное на устранение основных симптомов заболевания (боль, жжение, дискомфорт и т.д.)

Приведенные рекомендации помогут уменьшить болевые ощущения при СГР:
- увеличить количество потребляемой воды
- можно поместить в полость рта кусочек льда
- стараться избегать приема раздражающей пищи (горячей, острой, кислой пищи и напитков, спиртосодержащих ополаскивателей полости рта)
- употребление жевательной резинки без сахара
- ежедневная гигиена полости рта и зубных протезов
- не употреблять алкогольные напитки и табачные изделия
В любом случае если вы обнаружили у себя признаки, которые могут свидетельствовать о СГР, следует записаться на консультацию к врачу-стоматологу, который даст необходимые рекомендации и назначит лечение